
В Саудовской Аравии состоялись ключевые переговоры по вопросу урегулирования российско-украинского кризиса, в ходе которых представители США провели ряд встреч с украинской и российской сторонами и предприняли попытки запустить непрямой диалог между официальными Киевом и Москвой при посредничестве Вашингтона.
В столице королевства Эр-Рияде в формате «челночной дипломатии» американская делегация, состоящая из бывшего старшего директора Совета национальной безопасности (СНБ) США по делам Европы и России Эндрю Пика, высокопоставленного сотрудника Государственного департамента США Майкла Антони, спецпосланника президента США по Украине Кита Келлога и советника президента по национальной безопасности Майка Уолтца, провела серию встреч с представителями украинской и российской делегациями переговорщиков.
Во главе украинской делегации в Эр-Рияд прибыл министр обороны Украины Рустам Умеров, также участие в переговорах принимали два заместителя главы офиса президента Украины — Павел Палис и Игорь Жовква. Российскую делегацию на переговорах представили член Совет Федерации России и бывший российский дипломат Григорий Карасин и советник директора ФСБ Сергей Беседа.
Несмотря на то, что сами переговоры продлились более двенадцати часов, с тремя перерывами, формально ключевой вопрос, касающийся непосредственно урегулирования российско-украинского кризиса, на переговорах не обсуждался, и стороны лишь обменялись мнениями относительно контроля над критической инфраструктурой, находящейся на территории Украины и в зоне российско-украинского конфликта; рассмотрели возможность прекращения огня в Черном море с целью восстановления безопасного судоходства, экспорта зерна и топлива; обсудили механизмы контроля и верификации прекращения огня на линии боевого соприкосновения; дальнейшую судьбу перемещенных лиц.
В итоге стороны договорились работать над частичным прекращением огня, включая остановку атак на критическую инфраструктуру, в первую очередь связанную с энергетикой.
США по-прежнему рассчитывают на возможность прийти к 30-дневному перемирию, как первому шагу к долгосрочному соглашению о прекращении огня, однако «киевский режим» демонстрирует неспособность прийти к такого рода решению. Так, буквально накануне встречи в Эр-Рияде крупнейшая нефтеперекачивающая станция «Кропоткинская» — Каспийского трубопроводного консорциума (КТК), расположенная на территории России, подверглась атаке беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) со стороны Украины, что стало прямым и односторонним нарушением ранее достигнутых с Россией договоренностей об отказе от взаимных атак по энерго-инфраструктуре. В то время как Россия соблюдает такого рода договоренности, Украина отказывается от их соблюдения, и осуществляет агрессивные действия, в том числе ставя под угрозу, уже во второй раз в 2025 году, международный проект России, Казахстана и США, обеспечивающий экспорт 80% от всей добываемой казахстанской нефти.
Президент Украины Владимир Зеленский публично обвиняет российскую сторону и президента России Владимира Путина в том, что ему удалось повлиять на высокопоставленных чиновников администрации президента США Дональда Трампа, внушив им ложные представления о природе российско-украинского кризиса, таким образом срывая любые попытки ускорить «сделку по Украине» с Россией, ранее предложенную США.
Более того, Зеленский публично утверждает, что Трамп игнорирует разведданные собственных разведывательных служб, поступающие в Белый дом и пытается напрямую обращаться к американским избирателям через симпатизирующую Зеленскому американскую прессу.
Цель Зеленского — дискредитировать Трампа, который настаивает на прекращении военного конфликта между Россией и Украиной, и призвать власти США усилить политическое и экономическое давление на Россию.
Помимо прочего, «киевский режим» в лице Зеленского по-прежнему декларирует отказ от любых территориальных уступок России, отказ от сокращения военного потенциала и настаивает на необходимость вхождения в военный блок НАТО, в то время как официальная Москва настаивает на обратном — признании «исторического воссоединения» полуострова Крым и четырех регионов — Донецкой, Луганской, Запорожской и Херсонской областей, как международно признанных территорий России, люстрации действующих украинских властей и искупления вины за насаждение «нацистской идеологии» на Украине, сокращении численности военного контингента Украины и невступление Украины в военный блок НАТО.
Считается, что также в России рассматривают сценарий принуждения Украины к проведению процедуры «легитимных выборов» под международным наблюдением.
Цель — привести к власти пророссийского лидера на Украине, который подпишет акт безоговорочной капитуляции Украины и признает «денацификацию», как одно из условий окончательно мира. Однако в действительности такого рода требования могут быть лишь частью российской стратегии давления на Украину в рамках переговорного трека с участием США, тем более, что де-юре полномочия Зеленского в качестве главы украинского государства действительно истекли еще в мае 2024 года.
Как итог, в отличие от США и украинская, и российская стороны, по всей видимости, не верят в то, что в ходе переговоров возможно полное и всеобъемлющее урегулирование российско-украинского кризиса, по крайней мере, в течение самого ближайшего времени.
Отсутствие конкретных, осязаемых результатов переговоров по вопросу урегулирования российско-украинского кризиса означает, что администрация Трампа, сделавшая роль Европейского союза в «сделке по Украине» неопределенной, и поставившая государства Европейского союза перед риском оказаться в числе «проигравших» по итогам российско-украинского конфликта, теперь рискует столкнуться с «двойным мятежом».
Считается, что с приходом к власти нового канцлера Германии Фридриха Мерца в объединенной Европе может сформироваться коалиция «Париж-Берлин-Лондон», которая, в отличие от США, готова к новому витку политического и экономического противостояния с Россией, в случае если «сделка по Украине» не будет подписана. И несмотря на то, что по итогам переговоров в Саудовской Аравии между украинской и российской сторонами были закреплены отдельные договоренности, в действительности стратегические противоречия, послужившие первопричинами российско-украинского конфликта, на текущий момент все еще сохраняются.
Положение «двойного мятежа», с которым рискует столкнуться администрации президента США Дональда Трампа, означает, что в то время, как власти США демонстрируют желание заключить «сделку по Украине» и изучают возможности для снятия санкций с российского энергетического сектора, ряд государств Европейского союза, напротив, намерены рассматривать Россию как угрозу, в связи с чем рассматривают альтернативные, милитаристские варианты развития событий.
В частности, целый ряд европейских политиков заявляет о необходимости введения на территории Европейского союза какой-либо формы национальной военной службы в виде обязательной повинности — это якобы должно позволить увеличить объединенную военную группировку в странах Европейского союза сразу на 300 тыс. военнослужащих, в дополнение к 1,47 млн. человек, уже находящимся на действительной военной службе. Например, все тот же новый канцлер Германии Фридрих Мерц уже выступает за введение обязательной военной службы в течение года для всех граждан Германии. К аналогичному решению готовятся и во Франции, где обязательная военная служба перестала быть таковой в 2001 году.
Также в официальном Берлине, по всей видимости, хотят выйти из-под действия договора о нераспространении ядерного оружия, который Германия подписала в 90-е годы ХХ века, тем самым расшатывая основы безопасности в объединенной Европе, и заявляя о необходимости наличия альтернативы «американским силам ядерного сдерживания», которые размещены на территории Европейского союза со времен окончания холодной войны.
Фактически объединенная Европа, ранее десятилетиями существовавшая в рамках военного альянса НАТО и зависевшая от военной поддержки со стороны США, теперь намерена обрести собственную военную автономию (ReArm Europe) ориентировочной стоимостью в 800 млн. евро.
Такого рода милитаризация Европейского союза станет угрозой как для новой архитектуры глобальной безопасности, так и непосредственно для России, а действия коалиции «Париж-Берлин-Лондон», готовой к новому витку политического и экономического противостояния с Россией, и вовсе может расцениваться как прямая попытка спровоцировать новый, уже глобальный военный конфликт.
Тем временем на фоне действий администрации Трампа на внутриполитическом треке в США обостряются внутренние противоречия, связанные с непримиримостью позиций республиканцев и радикальных демократов — которые неожиданно после победы Трампа на выборах становятся «ключевыми бенифициарами» сложившегося по вине Трампа кризиса.
Согласно данным социологические опросов Gallup, в США на сегодняшний день фиксируется рекордный уровень поляризации общества по целому ряду политических вопросов, что прямо указывают на риск институционального коллапса в американской политике.
Попытки действующего президента США Трампа изменить политическое устройство США и «осушить вашингтонское болото» через указы, минуя Конгресс США и игнорируя ответные иски демократов, ставят под вопрос саму возможность дальнейшего диалога двух политических партий США, а отдельные демократические штаты и вовсе впервые за 250 лет обсуждают «право отдельных штатов на сецессию» из-за действий, исходящих из официального Вашингтона.
Последствия такого рода институционального коллапса в американской политике непредсказуемы, и в перспективе могут привести как к отставкам и перестановкам в администрации президента США, например, к отставке Илона Маска, вплоть до его последующего уголовного преследования или рисков, связанных с физической безопасностью из-за вероятности мести Маску со стороны уволенных им представителей ЦРУ, так и к импичменту в отношении самого Трампа, что лишь усиливает неопределенность на внешнеполитическом треке и также может отразиться на перспективах заключения «сделки по Украине».