
Турция на грани гражданской войны: протесты в Анкаре могут приобрести необратимый характер
Турция столкнулась с масштабным политическим кризисом — страна охвачена массовыми протестами, которые начались после ареста оппозиционного мэра Стамбула Экрема Имамоглу. В настоящее время массовые протесты переросли в общенациональное движение против действующего президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана — демонстранты требуют отставки президента, обвиняя его в авторитаризме и экономическом кризисе.
Накануне в Турции почти 350 человек были задержаны после акций протеста, прошедших и спровоцированных задержанием мэра Стамбула, которого считают главным конкурентом действующего президента страны на предстоящих в 2028 году президентских выборах.
Помимо Имамоглу также были задержаны главы ряда стамбульских муниципалитетов и 84 высокопоставленных государственных служащих мэрии Стамбула. Всего прокуратура Турции выдала 106 ордеров на арест.
Задержанным в Стамбуле предъявили обвинения в руководстве преступной организацией и членстве в ней, речь, по всей видимости, идет о запрещенной в Турции «Рабочей партии Курдистана», а также обвинения в вымогательстве, взяточничестве и мошенничестве.
Ранее у Имамоглу уже были «проблемы юридического характера» — к примеру, в 2022 году политик получил 2,5 года тюремного заключения за оскорбление государственных должностных лиц.
Имамоглу и Эрдоган уже давно считаются непримиримыми политическими противниками, однако ситуация кардинально изменилась после того, как Имамоглу заявил, что готов рассматривать возможность своего участия в следующих президентских выборах в 2028 году.
Эрдоган, возглавляющий Турцию более двух десятилетий, не раз демонстрировал умение преодолевать острые политические кризисы. В 2013 году волна протестов, начавшаяся из-за планов застройки стамбульского парка Гези, переросла в антиправительственное движение, сопряженное с требованиями отставки Эрдогана, которого тогда обвиняли в авторитаризме. Эрдоган тогда назвал активистов «маргиналами», а позже усилил контроль над сетью Интернет и смог преодолеть политический кризис. Спустя три года аналогичным испытанием для Эрдогана стал попытка военного переворота в июле 2016 года, когда часть армии, связанная с движением исламского проповедника Фетхуллаха Гюлена, попыталась захватить власть — тогда Эрдоган смог подавить мятеж военных, однако в ходе событий погибли свыше 250 человек.
В дальнейшем экспансионистская внешняя политика властей Турции под руководством Эрдогана, включая военные операции в Сирии, Ливии и на Южном Кавказе, укреплили его позиции внутри страны. Однако затяжной финансово-экономический кризис, усугубленный разрушительными землетрясениями 2023 года и растущим напряжением вокруг сирийских беженцев, постепенно подтачивает доверие граждан к персоналисткой политике Эрдогана. И арест Имамоглу — мэра Стамбула и одного из ключевых оппонентов Эрдогана, фактически спровоцировал новый виток нестабильности в стране, а массовые протесты, вызванные арестом, уже называют «бархатной революцией».
Арест Имамоглу вызвал резкую критику в ряде стран. Так, председатель Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен уже осудила действия властей Турции, а МИД Франции и конгресс местных властей Совета Европы выразили поддержку стамбульскому градоначальнику находящемуся под арестом, мэры Парижа и Афин — Ан Идальго и Харис Дукас — также присоединились к осуждению действий Эрдогана, что подчеркивает растущую изоляцию Анкары в Европейском союзе и косвенно указывает на непосредственных бенефициаров «бархатной революции» в Турции — Францию и другие страны.