
▪️Комитет государственных доходов при Министерстве финансов Казахстана накануне обновил «реестр лиц, получающих деньги и (или) иное имущество от иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранцев, лиц без гражданства». Однако, в отличие от первой публикации реестра в сентябре 2023 года, вызвавшей широкий общественный резонанс, нынешнее обновление реестра прошло практически незамеченным. Причина этого, вероятно, кроется в отсутствии значительных изменений в реестре, за исключением его сокращения — если в 2023 году иностранное финансирование получали 240 физических и юридических лиц, то в 2024 году их число снизилось до 200 физических и юридических лиц, при этом сумма зарубежных средств изменилась незначительно — с 28,7 млрд. тенге в 2023 году до 27,2 млрд. тенге по итогам 2024 года.
▪️Существенное снижение количества физических и юридических лиц в реестре, при фактически не изменившейся общей сумме иностранного финансирования, указывает на то, что ряд лиц в Казахстане пересмотрели целесообразность получения иностранной помощи после предыдущего обнародования данных. Таким образом, соответствующий реестр постепенно превращается в список убежденных получателей иностранного финансирования.
▪️В реестре по-прежнему фигурируют: представительство «Интерньюс Нетуорк» в Казахстане, выступающее ключевым посредником между целым рядом иностранных фондов и доноров, таких как немецкие фонды им. Фридриха Эберта и им. Розы Люксембург, спонсирующих «независимые» медиа и гендерные инициативы, и казахстанскими средствами массовой информации; казахстанское международное бюро по правам человека и соблюдению законности (КМБПЧ) — учредитель Денис Дживага, сменивший Евгения Жовтиса, хотя Жовтис остается в составе учредителей; международный центр журналистики «MediaNet» под руководством Адили Джалиловой; молодежная информационная служба Казахстана под руководством Ирины Медниковой; общественный фонд «PaperLab», возглавляемый Сериком Бейсембаевым; международный фонд защиты свободы слова «Әділ сөз» под руководством Карлыгаш Джаманкуловой; «Фонд Ержан имени Е.Татишева», учредителями которого являются Ерлан и Еркин Татишевы, совокупно владеющие состоянием в 350 млн. долларов, но при этом получающие иностранную помощь; фонд «FemAgora» под руководством Ксении Удод, который активно продвигает ЛГБТ+ повестку и идеи радикального феминизма; объединение «Абырой», возглавляемое Лукпан Ахмедьяровой; объединение «Ар.Рух.Хак» возглавляемые Бахытжаном Торегожиным; объединение юридических лиц «Интернет Ассоциация Казахстана» под руководством Шавката Сабирова, критиковавшего КНБ Казахстана за излишний контроль, при этом получающего финансирование из-за рубежа; «Центр прикладных исследований «TALAP»» Рахима Ошакбаева — постоянного участника российского Валдайского форума, который получал финансирование от иностранных государств стран, однако сам Ошакбаев предусмотрительно вышел из состава учредителей своего центра, передав его своему брату и жене; Сергей Дубовицкий — брат и финансовый менеджер блогера Дмитрия Дубовицкого, основателя YouTube-канала «За нами уже выехали», который был продан медиа-менеджеру Асету Матаеву; фонд «Urban Forum Kazakhstan» под руководством Адиль Нурмаковой; сотрудник «Интерньюс Нетуорк» в Казахстане Ольга Диденко, которая, как оказалось, помимо заработной платы от «Интерньюс Нетуорк» получает персональные гранты; «независимые» журналисты Айнур Коскина и Сергей Дуванов, последний неоднократно ранее утверждавший, что не получает иностранного финансирования; фонд «Институт Национальных и Международных Инициатив Развития» под руководством Светланы Ушаковой;
общественное объединение «Национальная Лига Потребителей» под руководством бывшего депутата Мажилиса Светланы Романовской.
▪️Есть все основания полагать, что большинство фигурантов «реестра лиц, получающих деньги и (или) иное имущество от иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранцев, лиц без гражданства», публикуемого комитетом государственных доходов при Министерстве финансов Казахстана, в дальнейшем будут рассматриваться властями, как многолетние получатели иностранного финансирования, не заинтересованные в добровольном отказе от иностранных денежных средств и открыто продолжающие сотрудничество с иностранными донорами и иностранными государствами с целью вмешательства во внутреннюю политику независимого и суверенного Казахстана.
▪️Впрочем, на сегодняшний день власти Казахстана отрицают какую-либо политическую подоплеку, связанную с существованием данного реестра, называя существующий документ механизмом финансовой прозрачности. Более того, в целом государственный аппарат избегает термина «иностранный агент» по отношению к физическим и юридическим лицам, помещенным в данный реестр, используя нейтральные формулировки.
▪️В тоже время, в самом казахстанском обществе работа на иностранные фонды и организации в последнее время все чаще ассоциируется с деструктивным вмешательством во внутреннюю политику Казахстана. Этому способствуют действия США по разоблачению деятельности Агентства по международному развитию (USAID) — во многом, именно действия нынешней администрации президента США Дональда Трампа усилили скепсис казахстанцев по отношению к деятельности различных иностранных структур, и запустили процессы стигматизации тех физических и юридических лиц, которые получают иностранное финансирование.
▪️Кроме того, процессы стигматизации физических и юридических лиц, получающих иностранное финансирование, также связаны и с тем, что иностранные фонды и организации занимаются продвижением концепции разнообразия и инклюзивности, которая напрямую ассоциируется у казахстанского общества с продвижением ЛГБТ+ повестки, что противоречит традиционным ценностям казахстанского общества.
▪️Также иностранное финансирование направлено на поддержку феминистских движений, зачастую радикальных и выступавших против культурных и религиозных устоев, свойственных казахстанскому обществу, что, как и ЛГБТ+ повестка, не находит широкой поддержки в Казахстане.
▪️Все это, вкупе с изменяющейся политической конъюнктурой в других странах, указывает на то, что в Казахстане в течение ближайшего года будет разработан, а затем одобрен законопроект, регулирующий деятельность лиц помещенных в «реестра лиц, получающих деньги и (или) иное имущество от иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранцев, лиц без гражданства», и вероятно, за исключением самого термина «иностранный агент», на законодательном уровне осложнит деятельность физических и юридических лиц, выступающих как «агенты влияния» в интересах иностранных государств.
▪️Документ, по всей видимости, будет аналогичным и схожим с существующими нормативными актами в России, США, Венгрии, или Грузии.