
С 1992 года USAID официально потратило на деятельность в Казахстане более 500 млн. долларов, поддерживая в том числе проекты, направленные на продвижение ЛГБТ+ повестки, которая противоречит традиционным ценностям казахстанского общества, финансирование феминистских движений, зачастую радикальных и выступавших против культурных и религиозных устоев, свойственных казахстанскому обществу, поддержку отдельных политически ангажированных активистов и журналистов или целых средств массовой информации, а также организацию митингов и протестных акций.
Таким образом USAID активно вмешивалось во внутреннюю политику Казахстана, преследуя цели, ставящиеся перед агентством в Государственном департаменте США и ЦРУ.
Считается, что в последние годы Дэниел Розенблюм, занимавший пост главы дипломатической миссии США в Казахстане с ноября 2022 года, играл ключевую роль в координации деятельности USAID. На работу в столицу Казахстана Розенблюма перевели из Узбекистана, где он занимал должность посла с 2018 года, и именно под его руководством были реализованы различные проекты USAID и в Узбекистане, и в Казахстане.
Розенблюм действовал в рамках актуализированной на тот момент стратегии национальной безопасности США, принятой за месяц до его назначения, в октябре 2022 года, которая предполагала «комплексную работу по периметру российских границ» в рамках углубления внешнеполитического и экономического трека, направленного на изоляцию России.
Например, на выделенные USAID денежные средства на формирования «прозрачной и безопасной торговой среды» казахстанским таможенным органам было предоставлено оборудование для внедрения и поддержания таможенной iT-системы «Кеден» взамен устаревшей системы «Астана-1». Ряд наблюдателей считает, что таким образом США преследовало в качестве первоочередной цели внедрение в Казахстане инструментов контроля за передвижением «подсанкционных товаров», которые могли поставляться через территорию Казахстана в Россию.
Установление «внешнего контроля» над таможенными органами суверенного государства Казахстан и взятие под полный «внешний контроль» всего товарооборота между членами Евразийского экономического союза (ЕАЭС) — Россией и Казахстаном — была одна из ключевых инициатив Розенблюма после начала российско-украинского конфликта.
Кроме того, известно, что Розенблюм неоднократно публично заявлял, что будет оказывать давление на законодательную власть Казахстана. И по его указанию в 2023 году прозападные некоммерческие организации и блогеры в Казахстане активизировали информационную кампанию по дискредитации мэров Алматы и Астаны с целью принятия в стране закона о прямых выборах глав городов республиканского значения, через которых можно влиять на власть.
Официально в отставку Розенблюм ушел в конце января 2025 года, в день инаугурации избранного президента США Дональда Трампа.
То, что деятельность USAID начала угрожать национальной безопасности Казахстана, стало очевидно после начала российского-украинского конфликта. В сентябре 2022 года в ходе визита в США действующий президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев встретился и обсудил с администратором USAID Самантой Пауэр вопросы казахско-американского сотрудничества, однако, как утверждает ряд наблюдателей, отдельные аспекты той встречи вызывали непонимание у главы казахстанского государства, хорошо знакомого с Пауэр по работе в Организации Объединенных Наций (ООН).
Как итог, в конце 2023 года Пауэр было отказано в официальном визите в Казахстан, куда она намеревалась прибыть после аналогичного визита в Узбекистан, куда Пауэр прибыла для участия в министерской встрече формата «С5+1».
Помимо Узбекистана, Пауэр посетила все остальные страны Центральной Азии, где ее принимали на высшем уровне, за исключением Казахстана.
В 2023 году ходе визитов в страны Центральной Азии администратор USAID Саманта Пауэр открыто объявляла о некоей региональной программе, которая поможет создать нормативную среду, способствующую процветанию независимых средств массовой информации на территории Центральной Азии, а также будет помогать странам Центральной Азии в борьбе с «дезинформацией», исходящей, со стороны России, стоимостью в 2 млн. долларов и других программах суммарной стоимостью свыше 15 млн. долларов.
Именно об этой программе, по всей видимости, упомянула накануне пресс-секретарь президента США — Кэролайн Левитт, когда в ходе брифинга, организованного Белым домом, подвергла критике администрацию предыдущего президента США Джо Байдена за расточительство, в том числе за выделение 4,5 млн. долларов на борьбу с «дезинформацией» в Казахстане.
▪️Левит привела в пример Казахстан как страну, ставшую объектом «гуманитарной агрессии» со стороны администрации предыдущего президента США. И в данном контексте «гуманитарная агрессия» может означать использование гуманитарных инициатив как инструмента давления на власти Казахстана. О чем также накануне заявил и депутат Мажилиса Казахстана Магеррам Магеррамов, призвавший к тщательной проверке деятельности USAID в стране, и выразивший обеспокоенность по поводу финансирования проектов, которые насаждают «чуждую идеологию» в Казахстане под видом защиты прав человека.
Магеррамов потребовал провести полный аудит выделенных по линии USAID иностранных средств, чтобы выяснить, на какие цели расходовались данные средства и насколько они соответствуют интересам Казахстана. И есть все основания полагать, что по соответствующему запросу от властей Казахстана новая американская администрация будет готова передать казахстанской стороне полную информацию о финансировании различных проектов USAID, в том числе и тех проектов, которые реализовались по линии USAID, но были засекречены.
Раскрытие засекреченных документов USAID и подробные данные о деятельности USAID в Казахстане дадут властям Казахстана основания создать прецедент и пересмотреть статус целого ряда неправительственных организаций, ранее годами работавших в «серой зоне» и переписать «правила игры» с иностранными донорами, маскировавшими политические интересы под «медиаподдержку» и «правозащиту».
Считается, что в таком случае можно будет говорить о полноценном новом витке в казахстанско-американских отношениях. Между США и Казахстаном смогут быть установлены более честные и открытые политические и дипломатические отношения, чем когда-либо. Тем более, возможность для построения таких казахстанско-американских отношений была ознаменована еще в ходе первого официального контакта между новоизбранным американским лидером и президентом Казахстана, который состоялся в декабре 2024 года, когда Касым-Жомарт Токаев поздравил Дональда Трампа с победой на президентских выборах.
Тогда в ходе телефонного разговора лидеры двух стран подтвердили свою приверженность интенсивному развитию стратегического партнерства в различных сферах, включая торговлю, инвестиции и ядерное нераспространение, что указывает на то, что обе стороны заинтересованы в укреплении двусторонних отношений. При этом отношения между Токаевым и Трампом, по всей видимости, развиваются, что называется, в позитивном ключе — позднее, в январе 2025 года, состоялся второй телефонный звонок между главами государств, в ходе которого Трамп проявил персональный интерес к казахстанскому видению прекращения военных действий на Украине, что свидетельствует о высоком уровне доверия между двумя государствами.
Более того, Агентство по международному развитию (USAID) оказалось связано с ЦРУ, а получатели финансирования USAID являлись частью американской развед-резедентуры.
Международная некоммерческая организация «Репортеры без границ» (RSF) призывает международных государственных и частных спонсоров взять на себя обязательства по поддержке журналистов и средств массовой информации, оставшихся без финансовой поддержки со стороны USAID — речь идет о 6200 журналистах, 707 интернет-изданиях и средств массовой информации и 279 некоммерческих организациях, ранее работающих в интересах USAID и за счет средств, выделяемых USAID.
При этом фактически большинство журналистов, интернет-изданий и средств массовой информации функционировали в качестве подразделений USAID и в действительности никогда не были независимыми, а являлись единой сетью по выработке определенной информационной политики, которая была утверждена в Государственном департаменте США при участии сотрудников ЦРУ.
ЦРУ посредством USAID координировало и осуществляло «гибридные атаки» за рубежом, включая Казахстан.
Например, уже известно, что данные, полученные от сотрудников ЦРУ, лежали в основе большинства материалов якобы независимой новостной организации-расследователей под названием Центр по исследованию коррупции и организованной преступности (OCCRP) — партнером данной новостной организации в Казахстане выступала редакция интернет-журнала Vlast. С 2019 по 2023 год данная новостная организация получила от Государственного департамента США 1,7 млн. долларов на «укрепление журналистских расследований в Евразии», в России, Китае и Центральной Азии, и именно в это время в 2020 году в качестве регионального редактора по Центральной Азии к OCCRP присоседился основатель интернет-журнала Vlast Вячеслав Абрамов, и именно в это время OCCRP были опубликованы материалы о коррупционных действиях первого президента Казахстана Нурсултана Назарбаева и его семьи.
Еще в 2013 году на портале «WikiLeaks» были опубликованы выдержки из служебной записки, в которой описывалась стратегия США по дискредитации правительства Венесуэлы через USAID, включая «проникновение в политическую базу тогдашнего лидера страны Уго Чавеса» и «создание раскола среди его сторонников» и «изоляцию Чавеса на международной арене». В 2014 году все тот же портал «WikiLeaks» сообщил о том, что сотрудники ЦРУ посредством USAID сыграли решающую роль в инициировании протестов на Кубе, осуществляли вмешательство в события на Гаити и в Египте, спровоцировав в последнем события, именуемые как «Арабская весна» в 2011 году.
▪️Как сообщает американская пресса, цель администрации избранного президента США Дональда Трампа заключается не только в радикальном сокращении штата USAID — структура насчитывала более 10 тыс. сотрудников, но и в необходимости поставить работу USAID под полный контроль, так как в последние годы USAID все чаще действовала автономно или в интересах ЦРУ.
Именно в ЦРУ первым столкнулось с действиями Трампа, направленными на реформирование бюрократического аппарата и сокращение числа государственных служащих — ряд действующих агентов ЦРУ и сотрудников были уволены и получили пособие в размере зарплаты за восемь месяцев в связи с тем, что их деятельность не соответствовала приоритетам администрации Трампа в области национальной безопасности.
Доступ к конфиденциальным данным USAID со стороны департамента государственной эффективности (DOGE), который возглавляет Илон Маск, намерены оспорить в суде генеральные прокуроры сразу тринадцати американских штатов. Что фактически означает, что Маска намерены обвинить в государственном преступлении против национальных интересов США, поскольку после его действий в отношении USAID имена некоторых агентов и сотрудников ЦРУ стали публичны и теперь они, как и их резедентура в третьих странах, находятся в опасности.
Администрация президента США отправила в отпуск двух главных руководителей служб безопасности USAID после того, как они отказались передать секретные материалы представителям Маска, но в конечном итоге Маск получил доступ ко всем документам и очевидно на факте доступа Маска к этим документам USAID и публикации отдельных данных из этих документов и строятся нынешние обвинения против него.
Целый ряд наблюдателей уверен, что действия администрации президента США в отношении USAID и раскрытие прямой связи между ЦРУ и USAID создают опасный прецедент для других стран.
Например, власти Азербайджана в целях защиты национальных интересов направили США официально уведомление о прекращении деятельности USAID на территории страны, а власти Казахстана не скрывают, что готовы пересмотреть статус целого ряда неправительственных организаций, действовавших на территории страны и начать преследование лиц, чье взаимодействие с USAID может быть квалифицировано, как деструктивная деятельность, направленная против национальных интересов.
Это угрожает отдельным гражданским активистам и журналистам в Казахстане привлечением к ответственности по ст. 175 УК РК «Государственная измена».
Считается, что в случае с Казахстаном в условиях, когда Маск называет USAID «гнездом радикалов», казахстанским властям проще обосновать такого рода репрессии.
Кроме того, возможности для таких репрессий создают и размытые и широкие трактовки, содержащиеся в ст. 175 УК РК «Государственная измена». На сегодняшний день трактовка данной статьи уголовного кодекса, например, позволяет привлечь к ответственности практически любого журналиста, для которого сбор и распространение информации является частью профессиональной деятельности.
Именно журналисты, сотрудничавшие с USAID при наличии веских доказательств могут попасть в орбиту отдельных контразведывательных операций и рассматриваться как лица, работавшие против интересов казахстанского государства в интересах ЦРУ или официальных представителей иностранного государства, передавая или распространяя конфиденциальные сведения, угрожавшие национальной безопасности.