
По задумке, ОФ «Казахстан халкына» должен быть прозрачным, подконтрольным обществу фондом, который решает самые наболевшие социальные вопросы в стране. Среди его целей – благотворительная помощь в области здравоохранения, культуры, науки и искусства, поддержка семей сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих. Кроме того, это «копилка», из которой берут деньги в случае ЧС, как это было весной прошлого года во время паводков.
В отчётности за 2024 год указано, что за время работы фонд оказал благотворительную помощь на сумму 186,5 млрд тенге, в том числе на 96,6 млрд тенге в прошлом году. Налоговые отчисления, по данным Adata.kz, 563,6 млн тенге с 2022 года.
В структуре организации есть Попечительский совет и правление (которое формируется советом). Попечительский совет утверждает стратегические направления благотворительной деятельности и формирует учётную политику. В него входят 12 человек – известные политики, депутаты, бизнесмены. Среди них, например, экс-заместитель акима Алматы Серик Сейдуманов, глава Научного центра акушерства, гинекологии и перинатологии Зауреш Аманжолова, директор агрофирмы «Родина» Иван Сауэр, депутат Мажилиса Ирина Смирнова и другие.
Учредителями фонда являются два юридических и два физических лица:
🔗ОО «Менің Атамекенім» – благотворительная организация, созданная при поддержке Палаты предпринимателей «Атамекен». Предполагалось, что ОО будет представлять собой платформу для «встречи» предпринимателей и нуждающихся в материальной помощи казахстанцев. Сейчас на сайте проекта ведётся сбор обращений в адрес «Казахстан халкына». Налоги ОО: 10 млн тенге в 2015-2018 годах, с 2023 года отчислений нет. У объединения 10 учредителей, представителей крупного бизнеса среди них нет.
🔗ОО «Общественный контроль и мониторинг» – учредителями этого объединения являются известные казахстанские общественные деятели и политики. Среди них депутат Мажилиса Константин Авершин и руководитель движения «Я алматинец», член Наблюдательного совета ТОО «СК-Фармация» Саида Таукелева.
🔗Эльмира Алиева – руководитель фонда Help Today и учредитель ТОО «Стратегический партнёр», занимающегося консультированием. Фонд с 2016 года оказывает помощь особенным детям.
🔗Бахыт Байгалиева – бывший руководитель фонда Kobelek Balalar, который помогает детям с генетическим заболеванием «буллёзный эпидермолиз», учредитель фонда «Полюби свою жизнь». Также Байгалиева – руководитель Ассоциации помощи пациентам с орфанными заболеваниями в РК.
✔️Бывший и нынешний руководители фонда
👤Болат Жамишев – опытный государственный деятель, работал вице-министром труда и социальной защиты, вице-министром финансов, вице-министром внутренних дел. В начале нулевых был заместителем главы Нацбанка Григория Марченко, затем возглавил Агентство по регулированию и надзору финансовых организаций, оттуда ушёл на руководящую должность в ЕАБР. В разное время входил в советы директоров разных компаний и квазигосструктур («Казахтелеком», KEGOC, КТЖ, «Цеснабанк» и т.д.). Сейчас Жамишев состоит в Совете директоров фонда «Самрук Казына», агрохолдинга Aitas.kz и Bank RBK. В интервью Tengrinews.kz он рассказал, что пока не собирается возвращаться на работу в правительство, но дел у него хватает.
Новым руководителем фонда стала заместитель Жамишева Лаззат Чинкисбаева. В официальной биографии говорится, что она является общественным деятелем, экспертом в сфере благотворительности, управления социальными проектами и институционального развития НПО в Казахстане. В прошлом возглавляла Алматинский филиал политической партии Adal (слилась с партией Amanat в 2022 году) и Алматинский филиал Палаты предпринимателей Atameken. Была исполнительным директором общественного объединения «Менің Атамекенім» (эта организация – соучредитель фонда).
В декабре, когда Жамишев отчитывался о работе фонда перед президентом, он привёл такие цифры: за время работы профинансировано 103 благотворительных проекта на 230 млрд тенге, из которых 58 уже завершены. В фонд поступило 252 млрд тенге.
В сфере здравоохранения реализуется 30 программ и проектов на сумму 132,8 млрд тенге. Среди них: покупка дорогостоящих препаратов для 490 граждан с орфанными заболеваниями на сумму 62,3 млрд тенге, покупка оборудования в региональные онкологические центры – 19,8 млрд тенге и т.д.
Оказание помощи при чрезвычайных ситуациях – 13 проектов на сумму 20,6 млрд тенге. На эти деньги профинансировано строительство 627 домов в 5 регионах страны.
Образовательные гранты на 2023-2024 учебный год – 2,8 млрд тенге, их получили более 3000 студентов.
В сфере социальной поддержки и реабилитации фонд реализует 29 проектов на общую сумму 16,3 млрд тенге. К примеру, на протезы и ортопедические изделия для детей и молодёжи с инвалидностью выделено 1,5 млрд тенге, на помощь в реабилитации детей с инвалидностью – 4,5 млрд тенге.
Отчёты с перечислением всех, кто внёс пожертвования в фонд, занимают сотни листов. В списке доноров есть крупные частные компании, другие благотворительные фонды и организации, физические лица. Отдельно на сайте указаны крупнейшие благотворители, в числе которых есть люди из списка Forbes.
🟠ФНБ «Самрук-Казына» – 66,6 млрд тенге. В 2023 году было принято постановление правительства, согласно которому «Самрук-Казына» будет ежегодно выделять не менее 7% от чистого дохода ОФ «Казахстан халкына».
🟠Группа ERG, долей в которой владеют Александр Машкевич, Патох Шодиев и семья Ибрагимовых – 30 млрд тенге.
🟠Василий Анисимов – миллиардер из российского списка Forbes, бывший уроженец Алматы, с 2022 года гражданин Хорватии, перечислил фонду 22,3 млрд тенге. В интервью Tengrinews.kz он рассказал, что хотел помочь стране, в которой родился и успешно работает. Незадолго до этого Анисимов и его бизнес-партнёр Яков Клебанов продали «Росатому» свою долю в урановом месторождении Буденовское.
🟠Также крупные пожертвования в фонд сделали ArcelorMittal Netherlands B.V. (16 млрд тенге), KAZ Minerals и «Казахмыс» (15,5 млрд тенге и 9,6 млрд тенге), «Казцинк» (13 млрд тенге).
🟠Кроме того, согласно закону «О лотереях и лотерейной деятельности», АО «Сатты жулдыз» как оператор лотереи должно ежеквартально направлять в фонд не менее 10% от разницы между выручкой и призовым фондом. В 2023 году эта сумма составила почти 5 млрд тенге.
В конце прошлого года в казахстанском обществе развернулась дискуссия вокруг прозрачности благотворительной деятельности в стране. Поводом к оживлённому обсуждению стало внимание правоохранительных органов к известному фонду Biz Birgemiz Qazaqstan (напомним, что её руководителя и соучредителя Перизат Кайрат подозревают в хищении более чем 1,5 млрд тенге).
Свою порцию внимания в этом контексте получил и ОФ «Казахстан халкына». Общественники обратили внимание на то, что столь крупный благотворительный фонд не проверяют госорганы. В ответ на это глава Высшей аудиторской палаты Алихан Смаилов отметил, что фонд создан не на бюджетные деньги, а значит, у госаудиторов нет компетенции его проверять.
☝️При этом у фонда есть публичная отчётность за 2022 и 2023 годы с заключением независимых аудиторов (компания Ernst&Young). Из неё, в частности, известно, что доходы фонда складываются из доходов от пожертвований (включая благотворительную помощь от «Самрук-Казына») и финансовых доходов (вознаграждения по банковским вкладам). В 2023 году финансовые доходы составили более 15 млрд тенге, за счёт этих денег фонд покрывает свои административно-хозяйственные расходы. К примеру, на заработные платы и сопутствующие налоги в 2023 году ушло около 440 млн тенге. Из отчёта также известно, что Болат Жамишев как председатель правления по собственной инициативе отказался от заработной платы.
Менее чем через год после создания фонда из состава Попечительского совета вышли Аружан Саин (на тот момент уполномоченная по правам ребёнка РК) и общественный деятель Саида Таукелева. Позже совет покинул ещё один человек – экономист Ораз Жандосов. Если Жандосов свой уход никак не комментировал, то Саин и Таукелева сообщили о разногласиях с правлением.
«Между отдельными членами Попечительского совета и правлением имеется разное видение организации работы фонда по отдельным вопросам, по подготовке и обоснованию проектов, выносимых на заседания ПС, формам их реализации», – написала Аружан Саин в Фейсбуке.
В комментарии Shishkin_like Саида Таукелева описала проблемы фонда, которые стали критическими для продолжения сотрудничества. Главным образом они касаются приобретения дорогостоящих препаратов для граждан с редкими и тяжёлыми заболеваниями, которые не предоставляются государством в рамках гарантированного объёма бесплатной медицинской помощи и системы ОСМС. По словам Таукелевой, фонд затягивает принятие решений, которые касаются закупа лекарственных средств, что делает помощь нуждающимся пациентам неэффективной, также наблюдаются необоснованные отказы в приобретении препаратов даже при наличии всех необходимых медицинских заключений.
В данное время Саида Таукелева продолжает оставаться соучредителем «Казахстан халкына» через ОО «Общественный контроль и мониторинг», но, по её словам, это носит чисто формальный характер, и она никак не может влиять на принципы выдачи лекарственных препаратов и критерии отбора поставщиков.
Катализатором конфликта стала ситуация с закупом одного из самых дорогих в мире препаратов для лечения спинально-мышечной атрофии – «Спинразы». В Казахстане есть пять дистрибьюторов, которые могли сделать поставку, но фонд закупил препарат по более дешёвой цене у российской компании ООО «Клинкер». Речь шла о покупке 54 флаконов по цене 38 млн тенге на общую сумму более 2 млрд тенге.
У «СК-Фармации» (единый дистрибьютор, который обеспечивает казахстанцев лекарствами в рамках гарантированного объёма бесплатной медицинской помощи и ОСМС) возникли сомнения в качестве лекарства, приобретённого у россиян, а также в соблюдении условий хранения и транспортировки. Препарат был помещён «на карантин», а договор с фондом расторгнут через суд. Позже «Спинразу» возвратили поставщику.
Председатель Комитета медицинского и фармацевтического контроля Бауыржан Байсеркин пояснил, что препарат был закуплен с нарушениями, поэтому комитет отказал в его ввозе в Казахстан. По его словам, основной вид деятельности компании-поставщика – это строительство, и она является просто перекупщиком.
«Данный препарат по территории России перекупался не менее четырёх раз. То есть, изначально купила одна компания, потом перепродавалось другой компании, в итоге через четвёртого покупателя данный товар предлагается именно на рынок Казахстана», – сказал он на пресс-конференции.
В ответ на это представители «Казахстан халкына» говорили, что казахстанские поставщики требовали 100% предоплату и завышали стоимость препарата, что выглядело как «беспроцентное кредитование этого предприятия со стороны фонда, причём на неопределенный срок, в случае нарушения сроков поставки». Также в фонде отмечали, что «СК-Фармация» якобы требует осуществить закуп препарата у аффилированного с ним лица.